Мезенский и Двинской сектора.
Музей деревянного зодчества Малые Корелы
6496623
35

Ширина ленты:

К Мезенскому сектору относятся территории, расположенные вдоль реки Мезени и заканчивающиеся на побережье Белого моря. Большая часть площади уезда была занята болотистой тундрой, кроме берегов реки Мезени, покрытых лесами. Основным промыслом жителей этого региона были рыболовство и охота, в том числе добыча морского зверя — тюленей и нерп.

Мезенский и Двинской сектора.
Мезенский и Двинской сектора.

Из Каргопольско — Онежского сектора в Мезенский сектор ведет вот эта дорожка с мостиком через небольшую речку

Мезенский и Двинской сектора.
Мезенский и Двинской сектора.

На речке водяная мельница из деревни Ширяиха, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии (или современной Архангельской области) 70-е годы XIX века

Мезенский и Двинской сектора.
Мезенский и Двинской сектора.

Далее дорожка ведет через овраг — сначала спускается

Мезенский и Двинской сектора.
Мезенский и Двинской сектора.

а затем поднимается

Мезенский и Двинской сектора.
Мезенский и Двинской сектора.

И вот мы в Мезенском секторе. первый экспонат на нашем пути — две одинаковые ветряные мельницы-столбовки на ряже. Эта мельница была построена в конце XIX века в деревне Азаполье, Мезенского уезда, Архангельской губернии. Конструктивной основой мельницы является вертикальный столб, окруженный высоким, рубленным «в ряж» срубом. Такой тип мельничного основания был характерен для крестьянских поселений, расположенных в бассейне реки Мезени.

Мезенский и Двинской сектора.
Мезенский и Двинской сектора.

Мельничный амбар представляет собой рубленный из бруса сруб, крытый «по потокам и курицам». Сквозь его торцовую стену проходит горизонтальный вал с закреплёнными на конце крыльями.

Мезенский и Двинской сектора.
Мезенский и Двинской сектора.

Дом-двор крестьянина Николая Лимонникова из деревни Елкино, Дорогорской волости, Мезенского уезда, Архангельской губернии был построен в начале ХХ века. Дом находящийся на территории Мезенского сектора музея, и представляет собой значительный по своим размерам шестистенок без заулка: два сруба, поставленные рядом друг с другом, подведены под одну кровлю. Дом и двор находятся под одной крышей.

Мезенский и Двинской сектора.
Мезенский и Двинской сектора.

На главный фасад вынесены два жилых помещения, большее из которых является избой, а меньшее — горницей. Они стоят на высоком подклете и отапливаются русской печью с дымоходом — на Мезени достаточно рано перешли на топку по-белому. Причелины с круглыми отверстиями и полукружиями по краю, заканчиваются решёткой с кистями.

Мезенский и Двинской сектора.
Мезенский и Двинской сектора.

Главный вход в дом располагается на боковом фасаде и выделен высоким, напоминающим боярское, крыльцом. Внешний вид его необычен — гнутые доски кровли придают плавность силуэту, а резные столбы — нарядность всему облику крыльца.

Мезенский и Двинской сектора.
Мезенский и Двинской сектора.

Декор дома лаконичен. Завершение бревна-охлупня вырезано в форме конской головы. Причелины украшены простой геометрической резьбой, а полотенце находится только на охлупне.

Наличники на окнах гладкие, с фигурной порезкой нижних и верхних досок. Два сруба, поставленные рядом друг с другом, подведены под одну кровлю.

Ко двору прирублена зимняя изба со своей собственной крышей, состоящая из двух смежных комнат и небольших сеней. Слева — взвоз.

Дом-двор М. А Федотова 1874 год из деревни Лебской, Мезенского уезда, Архангельской губернии — типичный четырехстенок с обширным хозяйственным двором «брус с уширенным двором». Первый этаж занимает зимняя изба, второй летняя.

Охлупень заканчивается вырезанной конской головой, Причелины с простой полукруглой резьбой, полотенца отсутствуют

Окна дома обрамлены гладкими наличниками с треугольным очельем

Вырезанной фигуркой заканчивается охлупень и с задней стороны крыши

Двор имеет собственную крышу. Крыльцо расположено с бокового фасада.

Основанием крыльца служит площадка, набранная из лаг и уложенная прямо на землю. Двускатную кровлю крыльца поддерживают столбы. До уровня перил боковое пространство крыльца забрано досками.

Дом-двор В. Я. Клокотова из деревни Кельчемгора, Юромской волости, Мезенского уезда, Архангельской губернии. Дом — асимметричный пятистенок на высоком подклете. Жилая часть включает в себя избу и горницу с системой топки «по-белому». В подклете располагается торговая лавка. Жилая часть соединена с хозяйственным двором по типу «брус». По боковому фасаду дома пристроена зимняя изба (справа).

Центральную 'часть фронтона дома занимает изящный полукруглый балкон_с точеными ограждениями-балясинами По углам фронтона изображены «стражи дома» — львы Подшивка свесов дома украшена растительным орнаментом из цветов и виноградных гроздьев. Над окном светелки изображен сад-лес за забором, по бокам которого изображен петух и гусь.

Росписью покрыты и наличники 'дома. Росписи были выполнены в 1880-х годах крестьянским художником Иваном Орловым.

Причелины имеют простую резьбу, Потоки заканчиваются курицами.

Охлупень заканчивается конской головой

Уникальна конструкция крыльца дома. Высокое крыльцо дома опирается на один столб размещенный не у края ‚ а посредине. От столба к углам площадки расходятся тонкие брусья, усиливающие конструкцию. Изогнутые брусья расходятся от основания столба к краям площадки. На кровле крыльца — охлупень с коньком, по краям потоки и свесы, украшенные подзорами.

Дом-двор Кузьминых из деревни Чучепала, Койнасской волости, Мезенского уезда, Архангельской губернии, конце XIX века .
Дом является ярким образцом дома-шестистенка, характерного для крестьянских поселений, расположенных в бассейне реки Мезени. Двор и жилая часть соединены сенями. Тип соединения жилой и хозяйственной части — «брус». На втором этаже хозяйственного двора имеется «поветная горенка» с русской печью. Она освещается двумя окнами по боковому фасаду. Это свидетельствует о том, что сначала строился хозяйственный двор с небольшим жилым помещением, после чего к нему пристраивалась жилая часть. Такая последовательность строительных периодов характерна для данного региона.
Слева трёхстолбное крыльцо с резным центральным столбом.
Ввоз на поветь (справа) устроен параллельно боковому фасаду, имеет столбовую конструкцию и верхнюю площадку для разворота лошади перед въездом наповеть.

Летняя светелка. Полотенце в виде солнца выполнено в технике прорезной резьбы. Конец охлупня со стороны фасада заканчивается конской головой. Декоративным убранством также являются резные причелины.

Наличники украшены плоскорельефным растительным орнаментом

Резные причелины заканчиваются полотенцами. В конце причелин вырезы для вывода куриц

Обетные кресты на Русском севере возводили по «обещанию» — по обету Их ставили в память о каком-либо событии, в благодарность богу. Они' ставились за околицей, посреди полей, на берегу реки или моря.
На фото — обетный крест из д. Козьмогородской Мезенского уезда, Архангельской губернии, 1899 г.




К Двинскому сектору относится средняя часть Архангельской губернии, граничащая на северо-востоке с Белым морем. Наиболее значительная река, Северная Двина, судоходна на всём пространстве и доставляла значительные заработки жителям. Хорошие луга по берегам Северной Двины способствовали скотоводству, особенно разведению рогатого скота холмогорской породы.
На фото — Георгиевская церковь из села Вершины Верхнетоемской волости, Сольвычегодского уезда, Вологодской губернии.

Георгиевская церковь 1672 года постройки может служить примером соединения рационализма и красоты, гармонично сочетавшихся в сознании мастеровитого северного крестьянина. В основании церкви — восьмигранный сруб, который окружен крытой галереей и увенчан величественным шатром с главкой на барабане. С восточной стороны в прирубе церкви — алтарь, с западной — трапезная. Алтарь, придел и крыльцо покрыты фигурной кровлей.

В церковь ведет двух маршевое крыльцо. Столбы крыльца имеют декоративное оформление.

Столбы крыльца имеют декоративное оформление.

Концы теса на кровле галереи, крыльца, полицах прирубов и шатра, обработан в форме усеченных пик. Кровлей алтаря, трапезной и крыльца служат килевидные бочки крытые лемехом,

Лемехом покрыт и весь шатер и глава храма

Дом-двор А. В. Щеголева из деревни Ирта Ленской волости, Яренского уезда Вологодской губернии (современной Архангельской области), 1826 г.
Дом Щеголева представляет наиболее распространенный на реке Вычегде тип жилища — шестистенок с залом Жилище связано с хозяйственным двором — «брусом». В подобных домах заулок используется не как жилое помещение, а служит сенями. С правой стороны от сеней расположена зимняя изба, с левой не отапливаемая горница. Архитектурной особенностью этого памятника является стяжка двух срубов мощным еловым корневищем. Корни служат крюком, держащим стену летней избы. Выпуски бревен фиксируются клином, вставленным в противоположный конец ствола. Клин закреплен в стене зимней избы.

В дом ведет «боярское» крыльцо одностолбной конструкции, украшенное
витиеватой резьбой. Два сруба дома стянуты между собой мощным корневищем ели' Корни служат крюком, держащим стену летней избы, с
другой стороны выпуски бревен фиксируются клином, вставленным в противоположный конец ствола.

Над сенями расположена светелка — летнее помещение для женской части семьи. Окна украшены наличниками в форме гребешков.

Полотенце в виде солнца выполнено в технике прорезной резьбы. Конец охлупня со стороны фасада заканчивается конской головой. Декоративным убранством также являются резные причелины.

Крыльцо установлено с главного фасада и устроено на массивном столбе, украшенном витиеватой, объемной резьбой (крыльцо одностолбной конструкции). Марш лестницы идет вдоль стены. Крыльцо перекрыто двускатной асимметричной кровлей.

Взвоз на поветь сделан с 'бокового фасада. На первом этаже двора хлева и две загородки «в заплот» для содержания лошадей.

Амбары использовались для хранения не только зерна, но и рыбы, зверей и др.

Резные причелины амбара

А это более простой амбар

Каргопольско — Онежский сектор
Следующая часть:

Каргопольско — Онежский сектор

Музей деревянного зодчества Малые Корелы (1 из 2)
Обсуждение фотографии
Алексей Максимов
Какая отличная дорожка-то! И мостик шикарный! Хорошо, очень хорошо понастроено..
03 ноября 2019 в 14:24

Александр Петрушин
Мост получился отличный! Красота же! И столбики резные..
09 ноября 2019 в 17:33

Наталья Колесник
Мы все обожаем такие экологические тропы, чтоб в любую погоду можно было гулять не вытаптывая траву и цветочки в лесу..
28 апреля 2023 в 08:59

Обсуждение фотографии
Дарья Хуснуллина
Перемалывают, перемалывают зерно в хлеб с древних времён.. Дорожку с перилами для подхода сделали очень приличную. И не так давно. Отлично смотрится.
03 ноября 2019 в 15:48

Обсуждение фотографии
Мариана Пыльнова
Вообще неплохо там дорожек и лестниц понастроили - очень удобно гулять. И почву не повреждают туристы своими сапогами..
03 ноября 2019 в 19:28

Обсуждение фотографии
Лариса Константинова
Крутая такая лестница.. Устанешь вверх-вниз бегать.
03 ноября 2019 в 21:13

Обсуждение фотографии
Анна Хлестова
Ну, а что, нормальный такой арт-объект-то - деревянная такая мельница ветряная, примерно против таких в своё время выступал Дон Кихот Ламанческий.
03 ноября 2019 в 21:47

Обсуждение фотографии
Александр Петрушин
Это какой нужен ветер, чтобы вращать такие лопасти-то?
04 ноября 2019 в 22:28

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
Мощное строение, слов нет. Но, как мы понимаем, для жизни такие деревянные дома нежелательны. По бедности и из-за невозможности купить кирпич, строили такие дома..
05 ноября 2019 в 00:17

Обсуждение фотографии
Василий Краморов
Крыша над крыльцом - шикарная. Строители извернулись и сделали на зависть соседям.
05 ноября 2019 в 09:37

Обсуждение фотографии
Антон Григорян
Интересно как они два сруба встык поставили. Чтоб, вроде, и под одной крышей, а дома разные.
05 ноября 2019 в 10:22

Обсуждение фотографии
Григорий Александров
Здоровенную избушку прирубили. Наверно для сына, чтоб как бы отдельно жил, но был всё время под рукой.
05 ноября 2019 в 12:58

Обсуждение фотографии
Максим Лукьянов
Как, как они без полотенец-то?! И ставней нету.. Подозрительно всё это.. Ну, хотя бы остекленение двойное..
05 ноября 2019 в 17:06

Обсуждение фотографии
Алексей Максимов
Серьёзное крыльцо - срубили очень и очень неплохо! Особенно ступеньки из полубруса - внушают уважение!
05 ноября 2019 в 20:01

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
О как, даже балкон обустроили на втором этаже.. Оригинально, в европейском стиле..
06 ноября 2019 в 22:08

Обсуждение фотографии
Мария Васильева
Непонятно, они там на балкон покурить через окно что ли вылазили.. Могли бы и дверь врезать..
09 ноября 2019 в 20:37

Обсуждение фотографии
Наталья Колесник
Да, строго геометрически разрисованы и наличники и ставеньки.
09 ноября 2019 в 22:24

Обсуждение фотографии
Марина Великовец
Красивое солнышко за окном у жителей дома всегда было! Оригинально придумано и прекрасно исполнено!
09 ноября 2019 в 23:21

Алексей Максимов
На севере-то это особенно актуально! Там же зимой вообще проблемы с солнышком!
10 ноября 2019 в 10:47

Обсуждение фотографии
Максим Лукьянов
Красиво, очень красиво украшены окошки резьбой! Видно, что домовладельцы нанимали реальных мастеров работы с деревом!
10 ноября 2019 в 10:05

Обсуждение фотографии
Григорий Александров
Нормально так уже больше ста лет крест простоял.. Красиво так стоит же..
10 ноября 2019 в 14:26

Обсуждение фотографии
Антон Григорян
Красивый какой вход сделали. Очень оригинально смотрится же. И купол такой, как шляпа из сказки про Гарри Поттера, в которой ходила Макгонагал, не помню, в какой должности она работала в Хогвардсе.
10 ноября 2019 в 15:00

Обсуждение фотографии
Дарья Хуснуллина
Очень и очень шикарное такое крыльцо-то! С двух сторон вход внутрь церкви-то. Красиво смотрится!
10 ноября 2019 в 15:52

Обсуждение фотографии
Мариана Пыльнова
Да, очень красивые столбики с резьбой на разной высоте..
10 ноября 2019 в 19:36

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!