Каргопольско — Онежский сектор
Музей деревянного зодчества Малые Корелы
2182935
35

Ширина ленты:

Каргополье — южная часть Архангельской области. По сравнению с остальными районами Русского Севера климат там мягче, лето теплее и продолжительней, потому одно из главных занятий жителей тех мест — земледелие. Основные культуры, которые выращивали в Каргополье — ячмень, рожь, овес, также широко были распространены горох и лен.
Каргопольско-Онежская земля — обширный регион, расположенный вдоль течения реки Онеги. Равнинный ландшафт, выход к морю делали этот край очень привлекательным для заселения.

Каргопольско — Онежский сектор
Каргопольско — Онежский сектор

Колокольня из деревни Кулига-Дракованово, Сольвычегодского уезда, Вологодской губернии (или современной Архангельской области) является одной из самых древних колоколен башенного типа. На камни — валуны, которые не дают прогнивать нижним венцам, установлен низкий, приземистый четырехгранный сруб — четверик. На нем покоится мощный восьмигранный сруб — восьмерик. К верху восьмерик расширяется, образуя повалы, на которых расположена звонница.
Колокольня является самым древним памятником в музее. Специалисты определяют время её постройки концом XVI века.

Каргопольско — Онежский сектор
Каргопольско — Онежский сектор

Венчает колокольню восьмигранный шатёр со шлемовидной главкой.

Каргопольско — Онежский сектор
Каргопольско — Онежский сектор

Венчает колокольню шатер, на который, минуя «шейку», посажена «главка». Отсутствие шейки является особенностью данного памятника. Главка покрыта лемехом.

Каргопольско — Онежский сектор
Каргопольско — Онежский сектор

На восьмерике расположена звонница, куда на балках подвешивались колокола. Звонница опирается на резные столбы.

Каргопольско — Онежский сектор
Каргопольско — Онежский сектор

На центральной площади Каргопольско — Онежского сектора расположен архитектурный ансамбль из села Кушерека Кушерецкой волости, Онежского уезда, Архангельской губернии, состоящий из Вознесенской церкви (1669 год) и колокольни (1854 год).

Каргопольско — Онежский сектор
Каргопольско — Онежский сектор

Вознесенская церковь построенная в 1669 году — один из ярких образцов кубоватого храма. Кубом называют тип четырехгранного покрытия сложной формы. Куб венчают пять глав, покрытых лемехом. Центральная глава установлена на декоративной крещатой бочке, покрытой гонтом. Четыре главки расположены на углах куба.
Основной объём церкви — высокий сруб-четверик с повалами. Окружающие его с трёх сторон алтарный прируб и галереи визуально утяжеляют основание храма. С восточной стороны к церкви примыкает мощный алтарный прируб, крытый большой «бочкой» с городчатым лемехом.


Каргопольско — Онежский сектор
Каргопольско — Онежский сектор

С восточной стороны к церкви примыкает мощный алтарный прируб, крытый большой «бочкой» с городчатым лемехом. Торжественность и выразительность церкви придаёт высокое двусходное крыльцо, крытое двух скатной кровлей. Кровля поддерживается четырьмя столбиками, украшенными декоративной резьбой., и является образцом кубоватого храма, широко распространённого на реке Онеге и побережье Белого моря.

Каргопольско — Онежский сектор
Каргопольско — Онежский сектор

На втором этаже находилась летняя, не отапливаемая, церковь, где располагались два придела, освящённые в честь Ильи-пророка и святой Параскевы.

Каргопольско — Онежский сектор
Каргопольско — Онежский сектор

Кровля кубоватого храма напоминает четырёхгранную луковицу, на которой расположены пять глав, центральная из которых символизирует Иисуса Христа, угловые — евангелистов: Иоанна, Луку, Матфея и Марка. Главы покрыты деревянной черепицей — лемехом.

Каргопольско — Онежский сектор
Каргопольско — Онежский сектор

Великолепная позолоченная иконостасная рама в барочном стиле выполнена в 1910—1911 гг. иконостасным мастером Павлом Александровичем Шишовым. Образа написаны северными иконописцами.

Кушерецкая колокольня, 1854 год, из села Кушерека, Кушерецкой волости, Онежского уезда, Архангельской губернии. Это типичная девитистолбная колокольня. В её основании лежит высокий рубленный «в обло» сруб-четверик, на котором базируется небольшой восьмигранный сруб-восьмерик. Постройку венчает восьмигранный шатёр. На нём, на барабане-«шейке» цилиндрической формы, установлена шлемовидная главка. Главка и барабан покрыты лемехом.

К верху восьмерик расширяется, образуя повалы, на которых расположена звонница. Постройку венчает восьмигранный шатёр. На нём, на барабане-«шейке» цилиндрической формы, установлена шлемовидная главка. Главка и барабан покрыты лемехом.

Часовня — это храм без алтаря, в котором не могли совершаться церковные таинства, а служили только «часы» — молитвы, приуроченные к определённому часу. Читали их сами крестьяне. Отсюда и название постройки — часовня. ЧПоэтому в часовнях н: крещения, венчания, отпевания и другие. Для исполнения различных треб и особенно на молебен в день приходского праздника в часовню приглашали батюшку.

Часовня св. Макария Унжеского и Желтоводского, Чудотворца, XVIII века деревня Фёдоровская, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии (или современной Архангельской области). Часовня относится к типу клетских часовен. Основание часовни представляет собой сруб высотой в три венца. На нём размещён невысокий сруб-клеть, окружённый с трёх сторон крытой галереей. В двух скатную кровлю врублена главка, стоящая на барабане-«шейке». Главка покрыта лемехом и увенчана восьмиконечным крестом. Часовня имеет небольшую звонницу. Её шатровую крышу поддерживают восемь столбов, в которые врублены стенки невысокого ограждения.

Часовня Ильи Пророка XVIII век, деревня Мамонов Остров, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии (или современной Архангельской области) — была построена на месте удаленного сенокоса жителей деревни. Часовня относится к типу клетских часовен. В основе её лежит четырёхугольный сруб-четверик, с трёх сторон окружённый галереей. Архитектура памятника проста и лаконична. Красоту её очертаниям придаёт клинчатая кровля с переломом, причём скаты крыши служат и кровлей галереи. В центре кровли врублена небольшая шейка с главкой. Шейка и главка покрыты лемехом. Главка увенчана восьмиконечным крестом.

Дом-двор — типичная усадьба северного крестьянина. Особенность ее — размещение жилого крестьянского дома и помещений для содержания скота под одной общей крышей.
Дом крестьянина Я. А. Попова, XIX век, деревня Погост, Мелентьевской волости, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии (или современной Архангельской области).

Дом крестьянина Ф. А. Полуянова, 80-е гг XIX века, деревня Гарь, Ошевенской волости, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии (или современной Архангельской области). Следует отметить, что этот дом рассматривался как временное жилье крестьянской семьи, пострадавшей от большого пожара и был построен всем миром. Вследствие этого дом можно считать образцом усадьбы северного крестьянина-бедняка.

Дом — пропорциональный четырехстенок, жилой этаж в три окна высоко поднят над землей на глухом подклете. С внутренней стороны бревна гладко затесаны на высоту человеческого роста. Потолок и пол сделаны из колотых пластин.
В хозяйственной части (на заднем плане) на первом этаже содержали скотину, на втором этаже располагалась поветь для хранения сена. На поветь снаружи ведут уменьшенные одностворчатые ворота, через которые подавали сено при помощи вил непосредственно с воза.

Наличники окон простые, не украшенные резьбой

В доме минимум украшений: резьбой украшены лишь причелины, охлупень простой

Дымник.

Хозяин усадьбы занимался берестяными изделиями — на втором этаже избы его мастерская

Изба топилась по черному — в сыром и холодном северном климате это позволяло сушить одежду и снасти прямо в избе, а также предохраняло стены дома от гниения. В противоположном от печки углу («красном углу») находится икона. На время топки печи икону закрывали полотенцем, чтобы защитить от сажи

Жилая часть зимней половины дома. Мебель самодельная

Дом крестьянина-середняка М. А. Третьякова, вторая половина XIX века, деревня Гарь, Ошевенской волости, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии (или современной Архангельской области).
Дом, рубленный «в обло», сруб — четырехстенок на высоком подклете. Тип соединения жилой и хозяйственной части — нечистый «брус». Кровля двух скатная «по потокам и курицам». Изба расположена на втором этаже. Вход в дом устроен по боковому фасаду. Справа от входа расположена клеть-кладовая и зимняя изба. На второй этаж ведёт лестница. Сени соединяют «чёрную избу» с горницей и клетью-кладовой. Проход между горницей и клетью ведёт на поветь.

На поветь снаружи ведёт взвоз, позволяющий завозить воз с сеном прямо на поветь. Взвоз является характерным элементом усадьбы северного крестьянина.

Наличники в доме также не украшены

В отличие от дома Ф. А. Полуянова на доме М. А. Третьякова резьбой украшены и причелины и курицы и центральное полотенце, охлупень также содержит простую резьбу

Дом-двор Третьякова сохранил архаичную систему отопления «по-чёрному». Печь в избе не имеет кирпичной трубы-дымохода. Дым при топке печи поднимался под высокий трапециевидный потолок, остывая, опускался и вытягивался через волоковое окно над печью, соединённое деревянным коробом с трубой-дымником на крыше.

А в противоположном от печки углу висят иконы. Икон в красном углу больше, также висит лампадка. Полотенце защищвет иконный угол от сажи.

Семья М. А. Третьякова могла позволить себе «городскую» мебель

Дом зажиточного крестьянина А. Ф. Пухова, первая треть XIX века, деревня Большой Халуй, Ошевенской волости, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии (или современной Архангельской области). Жилая часть представляет собой высокий симметричный сруб на «две избы». Слева расположена летняя изба. Печь в ней топили по-белому. Об этом свидетельствует кирпичная труба на крыше. Справа — зимняя изба. Она отапливалась по-чёрному. Дым выходил в деревянный дымник на крыше.

На уровне чердака устроена «вышка» (светёлка) — летнее неотапливаемое помещение. В ней пили чай, «гостей уводили на отдалённый разговор». Все окна в доме украшены узорчатыми распашными ставнями, фактически являющимися наличниками, они неподвижны, главное их назначение — защита оконных косяков от влаги. На крыше летней «белой» избы (слева вверху) — кирпичная труба, на крыше зимней «черной» избы (справа вверху) — дымник

Особую красоту фронтону дома придают резные причелины. На стыке причелин вместо традиционного полотенца сделано ажурно-лучевое солнце — «ветриница» — своеобразный оберег.

Хозяйственная часть дома соединена с жилой Т-образной связью (в плане дом-двор похож на букву Т). В отличие от домов Полуянова и Третьякова здесь крыши у жилой и хозяйственной частей дома отдельные.

Жилая и хозяйственная части дома соединены между собой через небольшие одноэтажные сени с собственной крышей. Сени также имели вход

Сзади хозяйственной части расположен крытый взвоз для завоза сена на поветь

Амбар из усальбы М. А. Терентьева.
В амбаре хранилось зерно, мука, семена для весеннего сева, а у некоторых наиболее зажиточных крестьян и излишки зерна, оставляемые для продажи. К амбару предъявлялись особые требования: надёжные стены сруба, массивная дверь, мощные косяки, сложный кованый замок — всё это предназначено для защиты содержимого амбара не только от стихии, но и от «лихого люда». На Каргополье амбары ставились в усадьбе на виду, под неусыпным оком владельца.

Колодец — журавль

Колодец с воротом из усадьбы Я.А. Попова

Колодец с воротом из усадьбы М.А. Терентьева

Мезенский и Двинской сектора.
Следующая часть:

Мезенский и Двинской сектора.

Музей деревянного зодчества Малые Корелы (2 из 2)
Обсуждение фотографии
Антон Григорян
Ну, равнинный ландшафт, выход к морю - это, конечно, плюс, но прохладно там всё-таки для жизненной радости.. Север же, холодно зимой..
19 октября 2019 в 04:31

Gen Ivanov
но ведь жили же... и сельское хозяйство развивалось лучше чем при колхозах... Ну а про жизненные радости - так это смотря с чем сравнивать... можно же и с Амдермой сравнивать
19 октября 2019 в 08:29

Лариса Константинова
Нет, лучше, чем "при колхозах" никогда сельское хозяйство не развивалось. Только при советской власти люди стали и кушать хорошо, и образование получать. Про медицину и электричество в каждое село вообще молчу. До сих пор Россия доедает то, что коммунисты построили, распахали, разведали и трубопроводы построили. Хотя почти тридцать лет всё пилят, пилят, пилят "эффективные собственники"...
19 октября 2019 в 13:54

Обсуждение фотографии
Алексей Максимов
Деревянное зодчество - оно такое, внушает уважение же! Такой купол собрать - это не только лишь все смогут сделать!
19 октября 2019 в 08:10

Марина Великовец
Деревянных дел мастера (всякие плотники и столяры) в России всегда были самые сильные в мире. Они и учились у лучших, и сами по себе были очень талантливыми.
25 октября 2019 в 15:41

Обсуждение фотографии
Анна Хлестова
Такие деревянные строения надо беречь - горят они, как сухая солома - не потушишь..
19 октября 2019 в 17:55

Наталья Колесник
Колоннада практически, как на Исаакиевском соборе в Петербурге. Только деревянное. Красота.
25 октября 2019 в 16:35

Обсуждение фотографии
Григорий Александров
Исторические сооружения.. Для жизни, как мы понимаем, такое непригодно, но, как культурно-исторический объект - полезное..
19 октября 2019 в 21:28

Наталья Колесник
Вот люди и ходят-бродят кругами вокруг и фотографируют всякое..
22 октября 2019 в 18:03

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
Интересная какая деревянная "колоннада" на высоте под куполом.. Красиво смотрится.
20 октября 2019 в 19:20

Александр Петрушин
Такая красивая и такая одинокая...
25 марта 2022 в 02:15

Обсуждение фотографии
Мария Васильева
Всё такое древнее, почерневшее.. Смотреть страшно.. Ощущение, что не сегодня, так завтра всё это рухнет..
21 октября 2019 в 18:10

Валентина Новикова
Главное, чтоб никто не поджёг церковь из хулиганских побуждений. Или по халатности. Граждане такие граждане..
24 марта 2022 в 23:00

Александр Петрушин
Показалось, что уже дымится. Ну да, дерево быстро растает под языками пламени.
25 марта 2022 в 02:17

Михаил Квакин
Высохшее дерево вспыхивает чисто порох. Потушить вообще нельзя. Ничем. Поэтому заливают водой соседние дома, чтоб не перекинулся пожар. Само горящее деревянное строение тушить бесполезно.
25 марта 2022 в 15:07

Обсуждение фотографии
Александр Петрушин
Мощное какое крыльцо с двумя лестницами под навесами.. От души построено.
22 октября 2019 в 19:38

Мишка Квакин
Специально так, чтоб штурмовать было сложнее. А обороняться с наибольшей эффективностью. Продуманное крыльцо..
22 октября 2019 в 21:27

Мария Васильева
Предки же всё предусматривали.. Чтобы никто не смог подобраться незамеченным и чтоб его захватить.. У нас с этим в древности было строго.
25 октября 2019 в 18:28

Обсуждение фотографии
Григорий Александров
Сложная какая крыша-то с куполами.. Даже представить страшно, как они там в прошлом такое собирали..
22 октября 2019 в 22:12

Обсуждение фотографии
Василий Краморов
Да, металла много на стенах размещено.. Оклады икон просто шикарные..
22 октября 2019 в 23:21

Обсуждение фотографии
Мариана Пыльнова
Серьёзная колокольня. Наверняка умелые звонари неплохой концерт там могут устроить на праздник, что называется, "с переливами да перезвонами"..
23 октября 2019 в 00:55

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
Интересная какая вытяжка там оборудована.. Издалека чисто скворечник!
24 октября 2019 в 18:17

Василий Краморов
Птицы тоже, наверное, поначалу путали. Да на том и обжигались. Буквально.
24 марта 2022 в 16:53

Обсуждение фотографии
Марина Великовец
Изделия из бересты - в древности полезные были и для всего применялись..
24 октября 2019 в 18:58

Александр Петрушин
Нормально, нормально так береста в ход шла в прошлые тяжёлые времена.. И лапти плели, и туеса, и всякое-разное.. Даже письма в одно время писали на бересте..
25 октября 2019 в 23:15

Обсуждение фотографии
Мариана Пыльнова
Часовни всякие нужны, часовни всякие важны. Красота же и образец, как говорится, деревянного зодчества!
24 октября 2019 в 21:20

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
Интересный какой же дом-двор шикарный.. Высоченный первый этаж, чтоб споднизу не мёрзли ноги..
25 октября 2019 в 22:21

Обсуждение фотографии
Максим Лукьянов
Мощные брёвнышки-то, раньше из таких любили строить.. Но, как говорится, только если кирпича под рукой не было.
25 октября 2019 в 23:46

Обсуждение фотографии
Максим Лукьянов
Да, не дай бог, как говорится, вернуться в такое тяжёлое прошлое.. В саже и дыму жить и спать..
26 октября 2019 в 00:21

Григорий Александров
Ничего не попишешь, приходится самодельную мебель делать. Магазинов мебели в прежние времена на деревне не было же.
26 октября 2019 в 15:26

Обсуждение фотографии
Алексей Максимов
Красиво, когда брёвна для постройки здания калиброванные берут..
26 октября 2019 в 10:30

Антон Григорян
Фундамент бы залить ленточный хотя бы. Чтоб мышь не проскочила, например.
26 октября 2019 в 17:28

Обсуждение фотографии
Василий Краморов
Серьёзная какая лестница.. Крутотень..
26 октября 2019 в 20:26

Gen Ivanov
Это не лестница, это подьём для лошади с возом
02 ноября 2019 в 20:44

Обсуждение фотографии
Мариана Пыльнова
Да, иконы в каждом доме, где христиане живут, в красном углу были выставлены. Крестом себя осеняли, глядя на них, при входе в помещение граждане. Традиция..
26 октября 2019 в 23:36

Обсуждение фотографии
Александр Петрушин
Вот, когда семья богатая, можно себе и дом красивый, и мебель дорогую, модную, фабричную..
27 октября 2019 в 15:01

Обсуждение фотографии
Мария Васильева
Многие из нас, кстати, очень уважают эти вот деревянные тротуары.. Чтоб в любое время дня и при любой погоде можно гулять в чистоте и без грязи..
27 октября 2019 в 15:55

Обсуждение фотографии
Марина Великовец
Видим, что тяга к красоте была не чужда и купцам-выжигам, и кулакам деревенским, и прочей всякой, деревни населяющей, общественности при деньгах.
27 октября 2019 в 18:31

Анна Верховникова
Так оно и понятно: если нет возможности себе комфортную жизнь организовать, так зачем тогда изо всех сил работать от рассвета до заката?
24 марта 2022 в 18:53

Обсуждение фотографии
Наталья Колесник
Мне кажется, что общая крыша как-то практичнее. Хотя, если строения строились вв разное время, то это сложно было бы сделать..
27 октября 2019 в 22:37

Мишка Квакин
Разницы-то нету, переход небольшой и если скат нормально сделан, то и не заливает дождями..
28 октября 2019 в 02:05

Обсуждение фотографии
Михаил Квакин
Я таких "журавлей" застал в 60-е в деревнях.. Потом их заменили механизмы с барабанами для намотки цепи или верёвки..
25 марта 2022 в 16:47

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!